Многие считают, что RAP - это всего на всего прикрытие своего Я. Люди начинают одеваться, как RAP'ера, делать определённые жесты и т.д. Но всё же это не достаточно... это самая настоящая, бессмысленная ИМИТАЦИЯ! Что бы понять смысл и предназначение RAP'а, нужно в него проникнуть и хотя бы попытаться стать его частью...
Сейчас, когда прошло почти двадцать лет со времени первого бума брейк-данса, рэпа, граффити и вообще всей этой абсолютно новой культуры, получившей название ?хип хоп?, многое изменилось и оценить ее гораздо проще, чем тогда. Ведь в начале 80-х появление абсолютно новой эстетики, сформировавшейся в замкнутом пространстве негритянских и латинских гетто, и выплеснувшейся сперва на улицы белых кварталов, а затем и в сферу масскультуры ? в кинематограф, на телевидение, в дискотеки, хит-парады и шоу-бизнес ? было очень ярким и необычным. Вдобавок, здесь вновь вступали в конфликт тяга белой молодежи к новой моде, с одной стороны, и расистские настроения в некоторых кругах молодежи, с другой. Уличная культура ? танцы, дворовые игры, ролики, самокаты и многое другое, существовала испокон веков во всех странах. Но в США, где есть гетто, она всегда имела особую степень изолированности от ?приличного? общества. Мне довелось увидеть не так давно документальные кадры 30-х годов, на которых запечатлелись уличные танцы негритянских мальчишек на тротуарах гетто. Уже тогда наиболее ловкие и ритмичные дети целыми днями отбивали чечетку на асфальте, показывая свое мастерство, поражая прохожих и надеясь подзаработать, если выйдет. Но заработок явно не был главным здесь. Видно, с каким удовольствием черные дети отбивают чечетку, делая при этом довольно сложные, изобретаемые тут же па ? прыжки через собственную ногу, особые движения руками и многое другое, не поддающееся описанию.
Интерес белой аудитории к хип хопу как в Америке, так и в других странах начался не с рэпа, а скорее с брейк данса, который не требовал знания языка. Как известно, язык движений универсален. А этот диковинный способ двигаться вызвал повсюду колоссальный интерес в середине 80-х. Когда летом 1984 года вышли в свет два кинофильма ?Breakin? ? и ?Beat Street?, а вслед за ними видеокассеты со школами брейк-данса, увлечение стало повальным. Не только американская, но и европейская молодежь была охвачена желанием научиться двигаться по-новому. Особенно это захватило средних и старших школьников. В учебных заведениях начались конкурсы и соревнования брейкдансеров. Ученики стали выходить к доске и общаться с учителями не иначе, как в образе роботов. Европейский брейк сразу же приобрел не столько акробатический, сколько пародийный характер, дав молодежи новый способ бросить вызов консерватизму родителей. В данном случае это осуществилось в виде пародии на бюрократизм и роботообразный конформизм взрослого поколения. В фильме ?Beat Street? были сняты главные действующие лица нью-йоркского брейка: 16-летний виртуоз Роберт Тэйлор, группы ?Furious Five?, ?Rocksteady Cru? и ?New York City Breakers?, а также один из идеологов движения хип хоп Африка Бамбаатаа, основатель общества брейкеров, рэпперов, скрэтчеров и художников ?граффити?, превратившегося позднее в организацию ?Universal Zulu Nation?. Фильм ?Breakin?? показал латино-негритянский вариант брейка, характерный для Западного побережья США. Здесь снялись два брейкера из Калифорнии - Майкл Чемберс, по прозвищу ?Бугало Шримп?, и Адольф Куинонес, он же ?Шабба Ду?, начавший заниматься чем-то вроде брейка еще в 1968 году в Чикаго. В 70-е годы он стал членом одной из первых профессиональных акробатических групп, применявших элементы брейка - ?Lockers?, куда входили и такие известные артисты-хореографы, как Тони Бэзил и Дон Кэмпбелл. Брейк сам по себе делится на две части: акробатическую и пантомимическую.
Первая, называемая (брейкинг) (Breaki) или (брейк-дансинг (Break Dancin), состоит из набора разных способов вращения на голове, спине, плечах и руках (пропеллер), на колене (самолет), на руках, держа тело с вытянутыми ногами. параллельно полу (крокодил) и др. Другая ? менее силовая, пантомимическая часть брейка дает неограниченную возможность для импровизации и состоит из ряда приемов, требующих специальной тренировки. Эта техника называется в Нью-Йорке ?Электрик-буги? (Electric Boogie) (по аналогии с человеком, дергающимся по причине пропускания через него электрического тока), а в Лос-Анджелесе ?поп-локинг? (Pop- хлопок, выстрел, locking ? запирание, зажим, термин, скорее всего, был придуман пионерами брейка в Калифорнии - группой ?Lockers?). Уже в одном этом термине виден главный смысл самой техники - чередование жесткой фиксации движения в суставах частей тела (блокирование) и резкое расслабление, продолжение движения путем ?выстреливания?. Очень важным элементом брейка является ?волна?, взятая из пластической пантомимы Марселя Марсо. Но, если у него движение перекатывается по телу плавной волной, то в технике ?поп-локинг? это происходит как бы ?квантами?, то есть с фиксированными остановками. Любое естественное движение, будь то поворот головы или поднятие руки, сделанное таким неестественным для живого человека способом, производит впечатление робота. Поэтому лучших представителей такого искусства стали называть ?Мистер Робот? или ?Мистер Фриз? (freeze ? заморозка, блокирование). Брейк перенял у пантомимы и переработал ряд других классических приемов - перебирание ладонями по невидимой стене, перетягивание каната и различные виды ходьбы и скольжения по полу, вперед, назад и вбок, так называемые ?глайд? (glide) и ?мунуок? (moon walk). В литературе по истории хип хопа можно встретить классификацию брейка, разделяющую его на разные стили. В частности, (up-rock) ? пародийно-воинственный бесконтактный брейк, появившийся впервые в Бруклине.
Затем ? два калифорнийских стиля ? (pop-locking) и (body-popping), представляемый неким Бугало Сэмом. Очевидно, хип хоп как образ жизни зародился давно и в самых разных уголках США, но истинной родиной этого явления исследователи обычно считают Южный Бронкс, один из беднейших и заброшенных кварталов Нью-Йорка. Когда я бывал в Нью-Йорке мои друзья не советовали даже приближаться к этому району, поскольку оттуда можно уже не выйти. Там действуют до сих пор свои законы и власти бессильны что-либо изменить. А в далекие 60-е было еще хуже. Представьте себе каменные джунгли, по размеру соизмеримые с городом средней величины, где в большинстве домов давно отключены свет, вода и канализация. Там проживает, тем не менее, огромное количество народа. На улицах этого квартала хозяйничают группировки, наводящие ужас на остальных жителей.
Наиболее распространенный способ добывания средств к существованию ? наркобизнес, мелкое воровство и социальные пособия. Лишь небольшая часть тамошних молодых людей находит в себе силы вырваться из этого образа жизни, получить образование и стать полноправными гражданами. Очень ярко показана жизнь этой части Нью-Йорка в художественном фильме ?Полицейский участок в Бронксе?, где в главной роли снялся Чарлз Бронсон. Мне удалось посмотреть этот фильм на одном из Международных кинофестивалей в Москве лет двадцать назад. Именно в эту часть Нью-Йорка и попал в 1967 году приехавший с Ямайки вместе со своей семьей мальчик по имени Clive Campbell, получивший в дальнейшем прозвище Кул Хёрк (Kool Herc). Именно его считают одним из основателей хип хопа авторы вышедшей недавно книги ?The Hip Hop Years? английские публицисты Алекс Огг и Дэйвид Апшелл, взявшие интервью у многих ключевых фигур и идеологов движения. В дальнейшем я буду использовать эти ценные материалы в собственном сокращенном изложении сущности хип хопа. Начиная с 1969 года, Кул Хёрк стал постоянным посетителем танцплощадок и молодежных вечеринок. Чтобы выделиться из круга своих знакомых, он решил заводить на танцах пластинки, которых ни у кого не было, потому что их было невозможно достать. Тогда ему удалось при помощи своего отца заполучить редкий по тем временам диск ?Sex Machine?, представлявший яркий образец вошедшего в моду фанка. Постепенно Кул сделался тем, что позднее получило название ?диджей? (DJ), а сама деятельность стала называться ?диджеинг? (dj?ing). Существовало и другое название профессии того, кто подбирал пластинки для танцев, проигрывал и заодно анонсировал их ? мастер церемонии (master of ceremony, сокращенно - MC ? Эм-Си). Позднее, когда диджей стал не просто анонсировать диски, а произносить под музыку ритмические тексты, это превратилось в новый вид творчества, названный словом ?рэп? (rap ? некоторые специалисты расшифровывают это слово как сокращение от Rhythmical American Poetry). А ?эм-си? стало синонимом рэпа уже тогда, когда рэпперами сделались не только диджеи, а специальные исполнители, заодно и умеющие двигаться в специальной хипхоповской манере. То, что придумал Кул Хёрк, можно приблизительно описать как смесь воспроизведения двух пластинок, то есть вставка отрезка с одной из них в качестве ?врезки? в звучание другой. Как вспоминает сам Хёрк, однажды он проделал то, что назвал про себя ?merry-go-round? (завихрение, карусель). Он вставил фрагмент песни Джеймса Брауна ?Give It Up Or Turn It Loose? во время проигрывания записи Майкла Винера (Bongo Rock).
Молодые люди, которые только и ждали такой, более энергичной музыки, сразу бросились танцевать в стиле, названном позднее брейк дансом. Дело в том, что вот эта самая вставка, позволявшая танцевать хотя бы недолго, но по-новому, и называется ?брейк? или ?брейкдаун?. Поэтому и танцоры нового стиля стали называться брейкдансерами. Кул Хёрк придумал сокращенное название для тех, кто движется в манере брейка ? (B-Boys), то есть (break boys). См. также англоязычные материалы на сайтах
Брейк и сопровождающий его рэп стали синонимом хип хопа, к которому также относится специфическая деятельность юных уличных художников, разрисовывающих стены зданий и вагоны метро красками-спреем. Официально эта активность получила название (Graffity), а на сленге человек, занимающийся граффити, называется словом ?tag?. Судя по воспоминаним его друзей, Кул Хёрк отличался особым вкусом в подборе пластинок для диджеинга. Он никогда не проигрывал поп-хиты, бывшие на слуху у публики. Он уходил в сторону от музыки звезд черного диско тип Донны Саммер, предпочитая более жесткий фанк, ставший в последствии главным стилевым стержнем хип хопа. Одной из заметных в истории брейка фигур является Richie Colon по прозвищу ?Crazy Legs?, пуэрториканец по происхождению. Он присоединился к брейкдансерской группе ?Rock Steady Crew?, одной из первых в своем жанре, и стал ее руководителем. Ему приписывают разработку ряда сложных акробатических приемов типа ?backspin?, а также распространение термина B-Boys. Другой известной личностью раннего брейка считают парня по имени Clemente Moreno по прозвищу Kid Freeze, который увлекся новой модой, живя в Южном Бронксе, но затем, когда его семья перебралась в более приличный квартал Queens, он стал посещать там дискотеки и присоединился к местной группе ?Dynamic Rockkers?. Так хип хоп расширял постепенно сферу своего влияния, причем не только географически, но и идеологически. Он стал вытеснять в некоторых местах диско-музыку и соответствующие танцы. Причем происходило это уже не в уличной обстановке, а в самих дискотеках, которых к концу 70-х было огромное множество. Ведь это было время бума диско. Дискотеки тогда приобрели не только массовый, но и в какой-то степени официальный характер. Во многих городских, школьных и институтских дискотеках на флаерсах (пригласительных листовках) была обычно надпись ?No Sneakers?, что означало, что вход на дискотеку в кроссовках запрещен. То есть, приходить нужно было прилично одетым, как на бальные танцы. А кроссовки для определенной части молодых людей тогда стали очень важной частью имиджа, опознавательным знаком, наряду с другими атрибутами одежды ? особыми спортивными куртками, кепками и др. Интересно, что к кроссовкам было особенно бережное отношение. Они должны были находиться в абсолютно чистом состоянии, как лаковые туфли у дипломата. Не дай Бог, если кто-то наступал на ногу в толпе, или в метро владельцу сникерсов ? это была трагедия. Ясно, что молодежь тогда разделилась на дискотечную и хипхоповскую, причем началось это в негритянской и латиноамериканской среде и постепенно перешло на белых молодых людей, проникшихся идеями брейка и рэпа.
Но это стало тенденцией уже в 80-е годы. А основы новой идеологии закладывались гораздо раньше. И в этой связи необходимо упомянуть одного из наиболее влиятельных деятелей цветной молодежной культуры, человека по прозвищу Африка Бамбаатаа. Выросший в условиях Южного Бронкса, он приобрел большой авторитет и влияние в среде уличных группировок. Уже в десятилетнем возрасте он пробовал быть диджеем, затем стал членом группы Black Spades. Но его исполнительская активность не так важна, как то, что он предпринимал в качестве общественного деятеля. Помимо того, что Южный Бронкс был одной из самых опасных криминогенных зон Америки, он являлся еще и местом, где разворачивалась бурная политическая активность. Здесь работала организация ?Черные пантеры?, объединяя черное население в борьбе за равноправие. Другая организация ? ?Нация Ислама? ? создавала коммюнити из чернокожих молодых людей, переходящих в мусульманскую веру. Активно распространялся журнал Ebony, пропагандирующий черную культуру. Таким образом, какая-то альтернатива засилию гангстерского влияния в этом квартале существовала. Бамбаатаа, свой человек в уличной среде, пошел на интересный шаг. В 1973 году он организовал какую-то часть молодежи Южного Бронкса в группировку, которую назвал Zulu Nation. Первоначальным ядром ее была брейкдансерская группа Zulu Kings. В новую организацию сперва привлекались только черные люди, затем был открыт доступ латиносам, а позднее ? и всем остальным, независимо от цвета кожи. Тогда эта организация стала называться Universal Zulu Nation. Среди тех, кто внес свою лепту в формирование хип хопа, нельзя не отметить диджея Джозефа Сэддлера, по прозвищу (Grandmaster Flash) (см. также метариалы на сайте
Конец 70-х был характерен расширением влияния и географии хип хопа, сперва в Нью-Йорке.Помимо черного района Harlem, Queens был еще одним кварталом, где начали выступать диджеи и группы нового стиля. Так, группа Disco Twins обосновалась в танцзале в Hotel Diplomat. Многие группы пользовались популярностью среди менеджеров не только благодаря своему мастерству, но и из-за набора звуковой акустической аппаратуры, которую они использовали. В те времена обладание мощной звуковой системой было заветной мечтой любого диджея и выступающих с ним хипхоперов, тем более, что действа стали проходить на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках. Тогда и начались ?сражения? между диджеями, соревнования между мастерами брейка. Это, по свидетельству многих очевидцев, привело к ощутимым положительным последствиям. Во-первых, снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме. Во-вторых, молодежь, увлеченная хип хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком ? вещь физически тяжелая, требующая здорового образа жизни, как у спортсменов. Хип хоп заметно оздоровил обстановку в криминальных, неблагополучных кварталах Нью-Йорка. Характерной является еще и та деталь, что первые энтузиасты хип хопа были людьми бескорыстными. Они проводили свои сессии не из-за денег, а только потому, что им это нравилось. Они тратили все, что могли заработать, на аппаратуру, на пополнение коллекции дисков, на аренду помещения, изготовление флаерсов, рекламу и многое другое. Коммерческий успех и все его последствия пришли позднее. Как это было всегда с новаторами, некоторые из них так и не воспользовались плодами своих открытий. К их числу принадлежит Кул Хёрк, который и не стремился к успеху, а просто делал так, как ему хотелось. Он проигрывал необычные для толпы записи, он не прибегал ни к чьей помощи, делая все сам. А когда движение хип хоп стало разрастаться и появилось множество новых, более популярных диджеев, которые еще недавно были простыми его поклонниками из публики, это не лучшим образом подействовало на него. Он ушел из поля зрения хипхоперов сразу после того, как подвергся нападению грабителей, получив три удара ножом, один из которых пришелся по рукам. Рэп, эта ритмическая скороговорка, имеет очень много корней, относящихся главным образом к черной культуре. Прежде всего это традиция африканских поэтов-проповедников (Griots). Затем, быстрое, ритмичное проговаривание текстов молитв и проповедей ? характерная черта черных протестантских общин в США. Позднее ? скэт (scat) ? абсолютно новый вид джазового импровизационного пения с использованием набора бессмысленных слогов ? был придуман в 40-х годах боперами, в первую очередь трубачом Диззи Гиллеспи. Хотя еще до появления бопа Кэб Каллоуэй уже использовал элементы тарабарского языка в программах своего биг бэнда. Скороговорка применялась на черных радиостанциях диджеями а 50-е и 60-е годы, называясь jive-talking. Как это ни странно, некоторые исследователи относят к истокам рэпа ритмичные хвастливо-угрожающие тексты, произносимые боксерами на ринге перед матчем для устрашения противника, как это делал, в частности, Мухаммед Али. Рэп, как типичный образец городской, уличной культуры, многое взял из эстетики так называемой ?дворовой? жизни, из тюремно-блатного жаргона, быта музыкантов-лабухов, наркоманов и прочих ?отверженных? групп населения. Одной из черт раннего рэпа является хвастовство, как способ самоутверждения. А то, что в скороговорке присутствует не только жесткая ритмическая основа, а и рифмы ? и сделало рэп настоящим искусством, разновидностью современной поэзии. Современные специалисты подразделяют рэп на множество его направлений, исходя из разных оснований: географического, смыслового, музыкального и т.д. Но кто бы и где бы ни исполнял его, важно, каков уровень построения текстов, насколько рэп действительно приближается к поэзии. При чем, как в смысле содержания, так и в отношении искусства рифмы. Среди высказываний пионеров рэпа можно встретить неожиданные мысли по поводу того, что в широком понимании массовый рэп ? это вырождение истинного эм-сиинга. Известный диджей Grandmaster Caz прямо говорит: ?Мы ? Эм-Си, мы не не рэпперы, мы рифмуем?. Это говорит о том, что в среде профессионалов сложилось серьезное отношение к текстам. Но поддержать любое явление на качественном уровне, когда оно разрастается вширь, становясь массовым, не удавалось никогда. И вся история поп-музыки этому подтверждение. Профанация неизбежна. Причем именно профанирующие подражатели снимают чаще всего сливки успеха, оставляя первооткрывателей в тени. Одним из фактов такого упрощения в хип хопе был переход многих новоиспеченных диджеев на применение магнитофонной ленты с записанным и смикшированным звуком, вместо ?живой? работы с проигрывателями. Зато хип хоп стал к началу 80-х массовым, выйдя за рамки Южного Бронкса. Одним из факторов, способствовавших широкой популяризации хип хопа, было искусство ?граффити?, являющееся его неотъемлемой частью. Оно заявило о себе, в буквальном смысле ?выехав? из негритянских районов на стенках вагонов метро, идущих через весь Нью-Йорк. Мальчишки, вооруженные баллончиками с краской, пробираясь ночами в депо, где стояли поезда метро, быстро разрисовывали вагоны в своей манере, во многом близкой поп-арту. В Нью-Йорке срочно был создан специальный отдел полиции по борьбе с этим явлением. Продажа краскопультов была взята под контроль, но развитие граффити это не приостановило, скорее наоборот. Постепенно некоторые картинки, наиболее интересных представителей уличной живописи перекочевали со стен зданий и вагонов метро в арт-галереи Манхэттена, ими заинтересовались специальные издания. Некоторые поп-группы ?новой волны?, такие как ?Talking Heads? или ?Blondie? стали в какой-то степени пропагандистами хип хопа, увидев в нем новое, интересное зерно. Творческое сотрудничество возникло, например, между известным хипхопером, художником граффити по прозвищу Fab Five Freddy и солисткой ?Blondie? Дэбби Хэрри. Поскольку она со своей группой уже являлась поп-звездой на европейском рынке, то это способствовало расширению международной известности хип хопа. Кроме этого, Фредди стал одним из героев первого фильма про хип хоп ? Wild Style. Это был малобюджетный фильм, задуманный в 1981, а выпущенный в 1983 году. Его режиссер ? белый американец Чарли Эхерн ?познакомился на Манхэттене с Фредди, который, сильно рискуя, привел его в Южный Бронкс, чтобы показать, что происходит с этой новой субкультурой. Выход фильма сыграл такую же роль в среде школьников и студентов, как в свое время Blackboard Jungle в ходе распространения рок-н-ролла. Вскоре после этого его коллега Майкл Холман отснял телефильм Graffiti Rock, который шел по кабельному телевидению.