Schrecken » Вторник 24 Февраль 2009 19:26:39
Свастика.
Свастика < др.-индийск. su-, буквально ?благое?, ?связанное с благом?. Знак известен с эпохи верхнего палеолита; засвидетельствован в древней Индии, Китае, Японии, Средиземноморье [vii], а также на Балканах и у древних германцев. В самом расхожем смысле трактуется как ?солярный символ?, однако, к примеру, на восточногерманском копье из Ковеля (III в. по Р.Х.) знак засвидетельствован наряду с символом, выглядящим как собственно солярный и, по-видимому, имеет особое значение (применение).
Ряд толкователей [viii] настаивает на четком различении право- и левосторонней свастики, ?сеющей? и ?собирающей?, однако подобные толкования актуальны лишь в контексте языческих применений знака.
2. Гаммированный крест.
?...До самой эпохи Константина Великого христиане удерживались от изображения креста Христова в его действительной форме, а тем более ? от избражения его вместе с Распятым. На предметах, сохранившихся от первых трех веков и найденных при раскопках в Риме и Помпее, встречаются большей частью лишь аллегорические изображения креста и распятия... Встречаются во множестве и символы креста: якорь, а также фигура Х, которую раньше принимали за изображение креста и называли crux decussata, но которая, по мнению почти всех современных археологов есть... символ. Около второй половины II в. к этой фигуре (или греческой букве) стали присоединять букву I или продольную черту, ставя ее посредине Х, так что получался знак Ж? [ix].
?Одним из фазисов, через которые прошло начертание креста от аллегорического и символического его изображения до окончательного утверждения формы immissa (?), является так называемое у археологов гаммированное его изображение, состоящее из соединения четырех гамм (букв греческого алфавита Г). Оно имеет такой вид: . Мартиньи считает это изображение одним из древнейших? [x].
Пренатальный период гаммированного креста ? ?индоевропейская свастика?.
Как крест или, точнее, символ Креста Господня, этот знак (crux gammata) выступает ?в живописи древнехристианских катакомб, на средневековых бронзовых надгробных плитах, на священнических облачениях XII-XIV ст.? [xi].
3. Геральдика (Европа).
В геральдике [xii] все кресты такого типа определяются как разновидности прямого креста, образуемого соединением столба и пояса и состоящего из четырех частей или концов, причем верхние части концов могут оканчиваться какими-либо фигурами, выступами и т. п. Ближе всего к типу гаммированного креста оказываются следующие геральдические кресты: головчатый (идентичен гаммированному), крюковидный, гвоздевидный и весьма своеобразный и даже ?странный? (если забыть о медном змие) змеевидный, где ?зеркальная гамма? создается изгибом головы змия. Весьма увлекательно было бы проследить применение гаммированного креста в геральдике знатных родов разных стран, однако на сей день мы не располагаем достаточными данными и, кроме того, подобные наблюдения могут быть чреваты неверифицируемыми, но заманчивыми ?конспирологическими? выводами.
4. Фашизм.
Наглядно отличие гаммированного креста от ?свастики вообще? и в особенности фашистской: он не допускает какого-либо смещения с основной вертикальной оси. Уместно предположить, что знак, чаще именовавшийся ?das Hakenkreuz? (крюковой крест), нежели ?die Swastika?, вобрал в себя две составляющие: старый прямой геральдический крест и допускающую любое размещение свастику. Прямой, без наклона знак на касках ? не тёмная ли память о рыцарях, кресто-носцах? Но, как можно видеть в изображении герба, фашистская свастика в основном, государственном своем варианте имеет угловой наклон (?вращательное? или ?поступательное движение?), по сути указывающий на опрокидывание, свержение Креста. Тем самым фашистский знак по сути не имеет права называться ?Hakenkreuz? ? это ?St?rzenkreuz? (низвергаемый крест) или катящееся-валящееся колесо языческой свастики. ? Падение лже-?Третьей Империи? было начертано на ее гербе.