НКРС не разрешила операторам брать деньги за полную минуту, если человек столько не говорил.
Нацкомиссия регулирования связи (НКРС) обязала операторов мобсвязи учитывать лишь "полные тарифные единицы времени" при расчете с абонентами. Как разъяснили в НКРС, это сделано в связи с многочисленными обращениями абонентов, которые вынуждены переплачивать из-за того, что некоторые операторы ("Астелит", МТС ? на международных звонках и несколько небольших операторов СDМА) имеют не посекундную, а полуминутную и минутную тарификацию разговоров. Это значит, что если, например, их абонент говорит 30 секунд и менее, он платит за 30 секунд, если 31?60 платит за 60 сек. и т.д. В НКРС сочли это несправедливым, и теперь такие операторы обязаны, наоборот, не взимать ничего, если разговор продлился 29 сек., и брать плату только за 30 секунд в случае, когда разговор продлился 50 сек. и менее. Конечно, это порадует клиентов, которые смогут вообще говорить "на халяву": поговорил 29 секунд и отбой, потом снова перезвонил, и так ? до бесконечности. И весьма ударит по доходам операторов мобсвязи либо заставит их снова перейти на посекундную тарификацию.
Национальная комиссия по вопросам регулирования связи ввела запрет на услуги, которые операторы мобильной связи позиционируют как бесплатные. В частности, речь идет о так называемых нулевых тарифах на мобильную связь.
Согласно решению НКРС, отныне операторам мобильной связи запрещено устанавливать нулевую стоимость на услуги и использовать эту информацию в рекламе.
?Нулевых тарифов нет и быть не может. В законе ?О телекоммуникациях? сказано, что тарифы не могут быть ниже себестоимости. Это очевидный демпинг?, - заявила в комментарии изданию ?Коммерсант-Украина? член Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Людмила Артюшенко.
НКРС дала операторам время пересмотреть тарифную политику и рекламные кампании ? до 1 сентября. Если требования не будут выполнены, в комиссии обещают обратиться в Антимонопольный комитет.
Издание также сообщает, что анализ тарифов был проведен по обращению компании ?Киевстар?. Члены комиссии и аналитики отметили, что нулевые тарифы наиболее активно используют МТС и ?Астелит?. По данным iKS Consulting, в этом году только ?Астелит? продолжает наращивать абонентскую базу ? 38 тыс. новых абонентов в апреле и 55 тыс. ? в мае. Для сравнения: у ?Киевстара? отток в апреле составил более 200 тыс. абонентов, в мае ? 120 тыс.
В ?Астелите? и ?МТС-Украина? действия НКРС назвали незаконными. ?Нормы законодательства не предусматривают полномочий регулятора запрещать использование определенных тарифов мобильных операторов,? заявил директор по маркетингу ?МТС-Украина? Василий Лацанич.? Вопросы ценообразования относятся к сфере компетенции участников рынка?.
В свою очередь, начальник отдела связей с общественностью ?Астелита? Надежда Лубнина считает, что нулевые внутрисетевые тарифы не являются демпингом: ?Чтобы воспользоваться условиями нулевого внутрисетевого тарифа, абонентам необходимо выполнять ряд условий ? например, ежемесячно пополнять счет на 25 грн?.
В ?Киевстаре? возражают против того, что решение НКРС повышает ответственность участников рынка за маркетинговые действия. ?А то в рекламе предлагают одно, а предоставляют другое?,? отметил президент ?Киевстара? Игорь Литовченко. В компании также заявили, что предлагают нулевой тариф только в одном из пакетов Djuice. ?Это предложение нам придется поменять, но я не расстроен?,? подчеркнул Литовченко.
Не поделили ноль: в войне мобильных операторов появились первые жертвы ? полюбившиеся абонентам нулевые тарифы
В конкурентной войне мобильных операторов появились первые жертвы ? полюбившиеся абонентам нулевые тарифы. Чиновники объявили их вне закона
Без вины виноватые
В НКРС рекомендуют операторам формировать цену на мобильные минуты исключительно исходя из себестоимости услуги и учитывая потенциальную прибыль. Ведь в цене минуты как минимум должна быть заложена плата за доступ к сетям других операторов, так называемый интерконнект. А те, кто продаёт услугу за ноль копеек, фактически демпингуют, то есть продают её ниже себестоимости и тем самым нарушают условия честной конкуренции.
Инициатором запрета выступила компания ?Киевстар?. Именно после её обращения Нацкомиссия запретила бесплатные минуты. В ?Киевстаре? Фокусу объяснили, что всего лишь хотят, чтобы операторы выполняли требования Закона ?О телекоммуникациях?. Этот правовой акт, как утверждают в компании, не допускает на рынке мобильной связи демпинговых или дискриминационных цен.
По словам одного из экспертов рынка, именно компания ?Киевстар? кровно заинтересована в отмене бесплатных минут у конкурентов, хотя и сама практикует нулевую составляющую, например, в одном из пакетов Djuice. У крупнейшего мобильного оператора в последнее время начался серьёзный отток абонентов, которые переходят на более дешёвую, чем у ?Киевстара?, связь. Это подтверждают и данные исследования рынка мобильной связи компании IKS Consultig, согласно которому сокращение количества абонентов у ?Киевстара? в мае 2009 года составило 121 тыс. пользователей, у МТС намного меньше ? 90 тыс. пользователей, а у Life:) и Beeline, который тоже практикует бесплатные минуты в пакете ?Бум!?, число абонентов даже прибавилось на 55 и 13 тысяч соответственно. Впрочем, эксперт делает оговорку: отток может объясняться тем, что ?Киевстар? избавляется от неактивных номеров.
Ещё одной причиной появления ?нулевого? запрета эксперты называют нежелание тяжеловесов рынка терять прибыль от интерконнекта. Ведь клиенты, приобретая пакеты с нулевыми минутами, основную часть разговоров ведут внутри сетей, используя бесплатное время. А вот если бы льготной тарификации не существовало, абоненты более охотно звонили бы на телефоны других операторов, позволяя последним зарабатывать на доступе в свои сети.
Операторы переживут. Максим Нефедов из инвестиционной компании ?Dragon Capital? считает, что новые правила сделают рынок мобильной связи более прозрачнымМаксим Нефёдов, вице-президент инвестиционно-банковского департамента компании Dragon Capital, утверждает: несмотря на то, что плата за интерконнект не очень высока (в среднем 50 копеек ? Фокус), при больших объёмах звонков набегает внушительная сумма.
Выход есть
Ограниченные ?в нулях? участники рынка сложа руки сидеть не собираются. Они уже заявили о незаконности решения НКРС и не исключают судебной тяжбы с комиссией.
? Операторы имеют право самостоятельно устанавливать тарифы на услуги, ? считает начальник отдела внешних связей Life:) Надежда Лубнина, ? а государственному регулированию подлежат тарифы только на общедоступные услуги. Мобильная связь к ним не относится, а значит, НКРС не должна навязывать своё видение тарифов операторам.
? Ценообразование ? компетенция исключительно самих участников рынка, ? поддерживает коллегу директор по маркетингу компании МТС-Украина Василий Лацанич. ? Любые тарифы имеют право на существование, если они не нарушают законов и востребованы потребителем.
При этом операторы уверяют, что их внутрисетевые нулевые тарифы полностью прозрачны и понятны абонентам, о чём свидетельствует высокая популярность таких предложений.
Компаниям, обвинённым в сверхнизких ценах на звонки, действительно есть за что бороться: к ?нулям? подключена большая часть их абонентов. Правда, точных данных о количестве людей, пользующихся услугами бесплатной связи, Фокусу не смогли предоставить ни в одной компании. ?Изменения тарифных моделей абоненты всегда воспринимают негативно, ? рассказывает Николай Олиярнык, аналитик компании IKS-Consulting, ? в связи с этим возможен отток клиентов от одних операторов к другим?. Поэтому привыкших к таким расценкам клиентов будут пытаться удерживать всеми силами, считает эксперт.
Впрочем, покарать непослушных НКРС всё равно не сможет ввиду отсутствия полномочий. Разве что если привлечёт Антимонопольный комитет (АМК), который имеет право наказать оператора за недобросовестную конкуренцию на сумму, равную 5% годового дохода. Речь может идти о миллионах гривен. Но АМК пока отмалчивается. Молчит и Госпотребстандарт, чей штраф за ?вводящую в заблуждение? рекламу может доходить до 30% от прибыли на неправильних услугах.
Да и Нацкомиссия уже пытается идти на попятную, поняв, что несколько погорячилась с тарифными требованиями. Уже через несколько дней после обнародования своего решения чиновники в комментариях стали обходить тему ограничений в тарификации, делая упор лишь на запрет рекламы нулевых минут.
Компаниям, обвинённым в сверхнизких ценах на звонки, действительно есть за что бороться: к ?нулям? подключена большая часть их абонентов Независимо от степени решительности чиновников участникам рынка придётся научиться играть по чётким и прозрачным правилам, считает руководитель экспертной группы Netton.Telecom Роман Химич. Ведь сейчас в той или иной мере все операторы лукавят, не предоставляя абонентам полной информации о реальной стоимости звонка. А когда правила станут более ясными, клиенты получат возможность сравнивать реальную стоимость нулевого и обычного тарифа. Как прогнозируют эксперты, в этих условиях большую прибыль получит тот, кто сможет лучше других операторов убедить клиентов в том, что ?дешёвые звонки? ? не рекламная уловка, а реальность. Если же запрет всё-таки введут, операторам придётся искать новые пути.
? Когда государство выдвигает какие-то странные требования и вводит ограничения, это всегда подстёгивает развитие креатива, ? уверен президент компании ?Евросеть? Александр Малис. ? В ближайшем будущем стоит ожидать появления новых идей в привлечении абонентов с помощью более изобретательной рекламы.
Например, как предлагает Николай Олиярнык, те же нулевые тарифы можно назвать ?копеечными?.